Дед Мороз
Главная страница раздела
 

 

Дед МОРОЗ как инструмент политического воздействия

Гигантская безопасная хлопушка разбрасывает цветные конфетти. По павильонам ВВЦ гуляют Баба Яга, Санта-Клаусы и надувные клоуны. В Москве проходит Международный форум Дедов Морозов.
Организаторы мероприятия - министерство труда России, комитет межрегиональных связей Москвы и фонд развития народных традиций "Праздник" - неожиданно придают своему детищу политический и идеологический окрас. Чиновники задаются вопросом: что для России Санта-Клаус - враг или друг? И как не допустить политического использования Деда Мороза?
Последние несколько лет на новогодних прилавках российских магазинов игрушка Санта-Клаус - одна из самых популярных. Дедов Морозов покупают и продают реже. В Москве недовольны, что западный рождественский герой потеснил местного сказочного старика на рынке новогодних товаров и услуг.
Запрещать Санта-Клауса пока никто не собирается. Но чиновники всерьез задумывается над тем, как будет выживать российский Дед Мороз в условиях рыночной конкуренции.
При этом их волнует не только образ торговой марки, но и влияние авторитетного персонажа на аудиторию. "Сегодня Дед Мороз способен собрать миллиарды людей", - говорит президент фонда "Праздник" Игорь Увенчиков. По его словам, в этом кроется определенная опасность. Его беспокоит, что старика могут использовать в политических целях. "И мы, - сообщает Увенчиков, - должны выработать определенные меры безопасности".
"На Западе, - добавляет представившийся "дедморозовцем" Андрей Томашкевич, - Санта-Клаус - это бизнес-услуга, а в России Дед Мороз - политическая фигура".
По этой причине фестиваль Дедов Морозов в Москве - это не только конкурс на самого лучшего и обаятельного новогоднего героя, но и своеобразный мониторинг. По его результатам жюри выявит все позитивное и негативное в Дедах Морозах.
В пятницу в Москве открывается съезд Дедов Морозов. На нем-то и будут обсуждать новый имидж. Какой быть морозовской бороде - длинной или короткой, носить старику шубу, тулуп или дубленку, обуваться в сапоги или валенки.
Посетитель выставки Андрей Хижняк предлагает съезду образ рождественского домового: "он добрый, домашний, на голове - лыжная шапочка, на теле - полушубок. Такой персонаж будет ближе нашему современнику".
Между тем, авторитет Дедушки Мороза в России по-прежнему велик. "У него есть внучка, значит, когда-то была семья, - говорит директор фонда "Праздник" Сергей Витютин, - нос красный, то ли потому что он замерз, то ли потому что выпил. Это близко нашему народу. Это - родное".
Но молодежь воспринимает Деда Мороза и Санта-Клауса по-разному.
Санта-Клаус для многих в России - яркая индивидуальность. Дед Мороз - народный герой. Такое отношение не случайно. Дед Мороз - персонаж собирательный, фольклорный, а представления о Санта-Клаусе соединились с образом святителя Николая Мирликийского, день смерти которого 6 (19) декабря совпадает с приходом настоящей зимы.
На Руси же с незапамятных времен бытовал в сказочном фольклоре суровый персонаж Морозко. Его белая длинная и волшебная борода помогала ему крутить метели и вьюгу, напускать холода. И прежде чем стать добрым Дедом Морозом с подарками хозяин русской зимы испытал на себе влияние германской мифологии, где главное божество Вотан ежегодно устраивал "Дикую охоту" - новогоднюю бурю - и вместе со своей свитой проносился по небу, принося вместо подарков разрушения.

Трех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. И впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц. Чтобы не допустить греха, епископ Николай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом. Так продолжалось два года. На третье Рождество Николай не смог попасть в дом бедняка из-за наглухо закрытых от мороза окон. Тогда он кинул кошелек в дымовую трубу. И сюрприз угодил в башмачок младшей сестры. С тех пор дети вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставляют башмачки для подарков.
"Таким образом, - говорит еще один любитель Санта-Клаусов Андрей Хижняк, - западный рождественский старичок делал адресные подарки. А сказочный Дед Мороз больше заботился об озимых и природе. Поэтому их никак нельзя считать братьями, как хотят того участники Форума".
Хижняк согласен, что Санта-Клаус может быть Дед Морозу другом. Но Дед Мороз, считает он, не может быть ему конкурентом ни с культурологической, ни с политической, ни с экономической точек зрения. При этом он иронично замечает, что глубокомыслие чиновников пока никак не трогает рядовых людей, которые просто и искренне радуются как Деду Морозу, так и Санта-Клаусу.

Татьяна Дельцова

КУБ 15 ноября 2001




   

 

www.dedmoros.ru