Дед Мороз
Главная страница раздела
 

 

КАК ПОДРУЖИЛИ САНТА-КЛАУСА-БИРЖЕВИКА С ДЕДОМ МОРОЗОМ-ТРИБУНОМ

В Москве в преддверии Нового года прошел Международный форум Дедов Морозов. Радостное и беззаботное, на первый взгляд, мероприятие вдруг обрело политический окрас.


Ёто было неожиданно. Промозглая мерзость, измученный люд, однообразные звуки метрополитена. я зашла в помещение, и сразу стало тихо. Передо мной стоял клоун. Он был надут, вероятно, насосом, поскольку человеческие легкие не выдержали бы такого напряжения. Три метра ростом, толстый в обхвате. При передвижении резиновые складки тела дрожали, как потревоженное желе. я вспомнила, что скоро Новый год. И в этот момент мимо меня прошли два Деда Мороза.
Один из них подошел к зеркалу, поправил бороду, задрал полы красной шубы, оттуда выглянула волосатая нога, и он почесал ее белой варежкой. Второй внимательно наблюдал за ним сзади. Как только чесание закончилось, он предложил коллеге попить пива, и оба удалились по направлению к барной стойке. я осмотрела еще несколько павильонов, потрогала елочные игрушки, вздрогнула от собственного изображения в одной из них - там у меня был неестественно большой нос и широкие скулы - и принялась разыскивать организаторов мероприятия. Ими оказались сотрудники российского министерства труда, комитет межрегиональных связей Москвы и фонд развития народных традиций "Праздник". Как выяснилось, Международный форум Дедов Морозов им понадобился для того, чтобы понять, кто для России Санта-Клаус - враг или друг? И как не допустить политического использования Деда Мороза?
"Мороз", впрочем, мало интересовался политикой и в этот момент участвовал в каком-то очередном конкурсе. Притопывая валенками, он энергично растягивал меха гармошки и сиплым голосом пел что-то вроде "Маленькой елочкиЕ" .
Пытаясь представить его в политическом контексте, я вспомнила: Ленин и печник, Иван Грозный, дедушка Мазай и зайцы.
"Под Новый год на прилавках магазинов Дедов Морозов не найти; народ покупает Санта-Клаусов", - стал обьяснять мне ситуацию один из организаторов. Музыка слегка глушила его речь, но мне удалось понять, чем в Москве недовольны: западная рождественская игрушка потеснила местного сказочного старика на рынке новогодних товаров.
я еще раз посмотрела на себя в елочный шарик и увидела в отражении Санта-Клауса. Ничего не подозревая, он стоял за моей спиной и читал брошюру "Дедов Морозы всех стран, объединяйтесь". "Бедняга", - подумала я. Он пришел на праздник не в том костюме. "Нет-нет, - как будто прочитал мои мысли один из организаторов, - запрещать Санта-Клауса никто не будет, но я всерьез задумался над тем, как будет выживать Дед Мороз в условиях рыночной конкуренции". Мне тоже стало интересно. И я еще раз посмотрела на Санта-Клауса. Он уже не читал брошюру, а сидел за столиком и ел куриную котлету.
"Но нас волнует не только образ торговой марки, - продолжал выражать опасения организатор мероприятия. - Вы посмотрите, какой он влиятельный персонаж и как его воспринимает аудитория!"
Действительно, посетители выставки с удовольствием разглядывали старика, но еще больший интерес у них вызвала гигантская хлопушка. Она хлопнула в воздух цветным конфетти. И он, как снег, просыпался на пол.
"Дед Мороз способен собрать миллиарды людей!" - подключился к разговору президент фонда "Праздник" Игорь Увенчиков. По его словам, в этом скрывалась определенная опасность: старика могут использовать в политических целях. Здесь собирались выработать своего рода меры безопасности.
И тут мне представилась следующая картина: елка. Вокруг нее водят хоровод. Тем временем в зале появляется Дед Мороз, неслышно ступая мускулистыми ногами в валенках. Помимо конфет в его красном мешке несколько листовок и фотография. В разгар веселья старик незаметно достает ее и со скоростью 25-го кадра время от времени показывает детям. Наивные, они, кроме подарков, не видят ничего. Но кандидат в президенты неизбежно остается в памяти.
"Вы зря смеетесь, - говорит мне представившийся "дедморозоведом" Андрей Томашкевич, - я уже видел на улице плакат, на котором старик благодарит трех чиновников за приобретенную вотчину. Вот на Западе Санта-Клаус - это бизнес- услуга. А в России Дед Мороз - политическая фигура". я сразу представила себе одного биржевиком, а другого - распоясавшимся трибуном. Возможно, поэтому конкурс на самого лучшего новогоднего героя больше походил на мониторинг. По его результатам жюри выявляло все позитивное и негативное в персонажах. Чиновники явно боролись за чистоту образа.
В минувшую пятницу в Москве открылся съезд Дедов Морозов. Кроме прочего, на нем обсуждали новый имидж. Какой быть морозовской бороде - длинной или короткой, носить старику шубу, тулуп или дубленку, обувать сапоги или валенки. Посетитель выставки Андрей Хижняк заочно предложил свою версию: "Менять старика не надо, но кроме него можно создать рождественского домового. Лыжная шапочка, полушубок. Такой будет ближе к современному народу".
Но Дед Мороз и так ему близок.
"У него есть внучка, значит, когда-то была семья, - говорит директор фонда "Праздник" Сергей Витютин. - Нос красный то ли потому, что он замерз, то ли потому, что выпил". Хотя молодежь воспринимает Санта-Клауса и Деда Мороза по-разному. Один для них - индивидуален. Другой - народный герой. За первым скрывается реальный человек. Второй - персонаж собирательный, фольклорный.
Представления о Санта-Клаусе соединились с образом святителя Николая Мирликийского, день смерти которого 6 (19) декабря совпадает с приходом настоящей зимы. На Руси же с незапамятных времен бытовал сказочный персонаж Морозко. Он ходил с длинной бородой, об этом современники сложили песню.
"Здравствуй, Дедушка Мороз, борода - из ватыЕ" - напел ее незнакомец. Победа христианства над языческими образами изменила характер новогоднего героя. Николай Чудотворец Мирликийский превратился в рождественского деда. И его жития рассказывают о нем разные истории.
Трех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. И впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц. Чтобы не допустить греха, епископ Николай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом. Так продолжалось два года. На третье Рождество Николай не смог попасть в дом бедняка. Семья наглухо закрыла свои окна. Тогда он кинул кошелек в дымовую трубу. И сюрприз угодил в башмак младшей сестры. С тех пор дети на всех пяти континентах вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставляют башмачки для подарков.
"Вот видишь, - говорит мне Андрей Хижняк, - западный рождественский старичок делал адресные подарки. А сказочный Дед Мороз больше заботился об озимых и природе. Поэтому их никак нельзя считать братьями, как хотят того участники форума. Старики, конечно, могут дружить. Но Дед Мороз ему не конкурент ни с культурологической, ни с политической, ни с экономической точек зрения".
На улице тем временем пошел снег. я вышла туда, и мне казалось, что ничего не подозревающий народ пока еще одинаково радуется и Санта-Клаусу, и Деду Морозу.

Татьяна ДЕЛЬЦОВА


Экспресс К (Казахстан) 25.12.2001




   

 

www.dedmoros.ru